Бондаренко Марина Ивановна

Консультация «Организация оздоровительной работы в ДОУ»

Консультация «Организацияоздоровительной работы в ДОУ»

 

В настоящее время  очень актуальна проблема здоровья детей.Анализ состояния здоровья воспитанников в ДОУ показывает, что только 26% детейпрактически здоровы, 67% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 7%- хронически больны. Представленныецифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почтикаждый ребенок имеет соматические заболевания, по понятным всем причинам:экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета, низкая двигательнаяактивность, недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, предпочтение телеи видео программ и др., которые носят объективный характер. В связи сэтим,  задачи укрепления и сохраненияздоровья воспитанников,  в том числе их эмоционального благополучия особенноактуальны. В новой образовательной ситуации это обязательноетребование к дошкольному образованию.

Главная цель  оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятныхусловий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формированиеоснов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физическихкачеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Основные задачи в этом направлении:

-укрепление здоровья воспитанников,

-воспитание потребности в здоровом образежизни,

-развитие физических качеств и обеспечениенормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями исостоянием здоровья ребенка,

-создание условий для реализациипотребности в двигательной активности в повседневной жизни,

-выявление потребностей, склонностей испособностей детей через систему спортивно-оздоровительной работы, приобщение детей к спорту.

Успех решения задач в этом направленииопределяется здоровьесберегающей средой ДОУ, включающей:

-материально- техническое оснащение,

-организацию двигательного режима,

-оздоровительную работу,

-коррекционную работу,

-систему мероприятий  по созданию условий для формирования навыков  ЗОЖ.

Материально- техническое оснащение включаетнеобходимые условия в ДОУ для физического развития и оздоровления дошкольников:спортивный зал, площадку, спортивный инвентарь и оборудование , организационно-методическое и психолого- педагогическое обеспечение.

 

Основными принципами построения здоровьесберегающей  средыявляется:

 

   Индивидуальный идифференцированный подход:

-двигательныйпотенциал ребенка,

-уровеньфизического развития,

-предпочтениев зависимости от пола.

   Стабильность и динамичностьразвивающей двигательной среды:

-двигательноеоборудование, с учетом возможностей использования.

   Эмоциональность иэстетичность:

-оборудованиевписывается в общую эстетическую среду группы.

   Учет культурных инациональных традиций:

-оборудованиедля народных игр и национальных видов спорта.

   Двигательная среда  ДОУ в целом:

-физкультурноеоборудование,

-оздоровительныецентры в группах (физкультурные уголки).

 

Физкультурно - оздоровительнаяработа строится на основе мониторинга физического развития (определение уровняфизического развития, физической подготовленности, диспансеризация), сучетом  физической подготовленности детейи имеющихся отклонений в состоянии здоровья и охватывает все направленияразвития: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально-коммуникативное.

Модель физкультурно - оздоровительнойработы представлена комплексом мероприятий:

-двигательный режим,

-профилактические мероприятия,

-различные формы оздоровления,

-закаливающие мероприятия,

-взаимодействие с семьямивоспитанников.

 

Система лечебно- профилактической  работы включает в себя:

-соблюдение режима,

-правильную организация сна,

-прогулки на свежем воздухе,

-закаливание,

-массаж,

-витаминизация,

-фитотерапия,

-профилактика (простудных заболеваний- оксалиновая мазь и тд.),

-индивидуальные профилактические мероприятия,

-экологическая безопасность.

В лечебно-оздоровительной ипрофилактической работе с детьми дошкольного возраста существенная рольпринадлежит закаливающим мероприятиям.

Систематическаяреализация системы закаливания в раннем и дошкольном детстве обеспечиваетоснову нормального физического и психологического развития. Закладываетфундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию. Вдетском саду практикуется несколько видов закаливания, позволяющих охватитьбольшее количество детей: хождение босиком, контрастное воздушное закаливание.

Одна из самых действенных закаливающихпроцедур в повседневной жизни - прогулка. Для повышения её эффективности большоевнимание должно уделяться занимательной двигательной деятельности (традиционнаяи нетрадиционная) доставляющую ребенку не только мышечную, но и эмоциональную радость.

При организации оздоровительныхмероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопаснойжизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения итехники безопасности на занятиях и в совместной деятельности. Вопросывоспитания у детей навыков безопасного поведения являются для нашегодошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания. Начиная, сосредней группы, работа по формированию основ безопасной жизнедеятельностипроводится по пяти направлениям:

- «Ребёнок и его здоровье» (формированиеценностей здорового образа жизни»;

- «Ребёнок дома» (пожарнаябезопасность и безопасность в быту);

- «Ребёнок и дорога» (правиладорожного движения);

- «Ребёнок и природа» (навыкибезопасного поведения на природе);

- «Ребёнок и другие люди» (навыкиличной безопасности)

Составлены циклы Уроков здоровья ибезопасности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школегрупп. Подобранный по данному направлению теоретический и практический материалпозволяет воспитателям дать детям 3-7 лет валеологические знания, воспитатьинтерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки веденияздорового образа жизни, формировать основы безопасной жизнедеятельности.

 

Работа пооздоровлению детей  также может включатьработу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблемэмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность)

Важнаяроль в укреплении и сохранении здоровья воспитанников отводится двигательномурежиму, направленному на удовлетворение природной потребности детей вдвижении.

Согласноданным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем этопредусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность- гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организациядвигательногорежимадошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольногообразования. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всехдвижений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

 ДА способствует

• Повышению устойчивостиорганизма к различным заболеваниям

• Росту физическойработоспособности

• Нормализациидеятельности отдельных органов и функциональных систем

• Формированию личностныхкачеств

• Улучшению психолого –эмоционального состояния

• Укреплению психическогоздоровья

• И др

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеютпреимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровеепсихически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньшепроблем со здоровьем.

Специалистамидоказано, что основными причинами нервно – психических и соматическихзаболеваний детей дошкольного возраста, являются –интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так ипо интенсивности. Одна из важных проблем современного общества - этомалоподвижный образ жизни.

Двигательнаяактивность является видом деятельностиобразовательной области «Физическое развитие».

ФГОС ДО определеныцелевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО: уребёнка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеетосновными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦОявляются ориентирами для: - построения воспитательно – образовательнойработы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимыхусловий для достижения ребенком дош. возраста целевых ориентиров.

Модель двигательного режима включает:

·               физкультурные занятия,

·               утренняя гимнастика,

·               гимнастика после дневного сна,

·               физкультминутки,

·               игры и упражнения между занятиями(динамическая пауза),

·               подвижные игры и упражнения напрогулке,

·               закаливающие мероприятия

 

Модель  двигательного режима для детей 3-7 лет

Формы двигательной активности

 

Особенности организации

Возраст

1

Физкультурные занятия

2-3 в неделю

1,6-7

2

«Утро радостных встреч»- коммуникативные игры

Ежедневно  3-5 мин

3-7

3

Утренняя гимнастика

Ежедневно в течение 5-10 мин.

1,6-7

4

Утренняя гимнастика с использованием технологии «СА- ФИ- ДАНСЕ»

Ежедневно в течение 7-10 мин.

3-7

5

Двигательная разминка во время большого перерыва меду занятиями (с преобладанием статических поз)

Ежедневно в течение 7-10 мин.

4-7

6

Физкультминутка (динамическая пауза)

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности в течение 3-5 мин.

3-7

7

Релаксация (во время занятий познавательного и художественно- эстетического цикла)

2-3 мин.

3-7

8

Нетрадиционные виды упражнений:

-игропластика,

-пальчиковая гимнастика,

-музыкальные подвижные игры.

-игры- путешествия

Во 2-ю половину дня 10-15 мин.

3-7

9

Креативная гимнастика

По мере необходимости во время занятий 2-3 мин.

4-7

10

Занимательная двигательная деятельность на прогулке (физические и спортивные упражнения, подвижные и народные игры)

Ежедневно во время прогулки подгруппами, подобранные с учетом ДА и физической подготовленности детей, в течение 20-25 мин.

3-7

11

Оздоровительный бег

В конце утренней прогулки

4-7

12

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно во время вечерней прогулки в течение 10-12 мин.

1,6 -7

13

Прогулки, походы (пешие, лыжные) в лес или ближайший парк

2 раза в месяц, отведенное для физкультурного занятия и организованных воспитателем игр и упражнений, в течение 6—90 мин.

5-7

14

Игровой самомассаж

Ежедневно после прогулки или после сна

3-7

15

Бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастным и воздушными ваннами

Ежедневно в течение 10 мин.

1,6-7

16

Учебное занятие по физической культуре:

-контрольно- проверочное,

-тренировочное

-тематическое,

-сюжетно- игровое.

-с использованием ритмо-пластики, художественной гимнастики

3 раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом ДА детей, в первой половине дня (одно занятие проводится на воздухе) в течение 20-25 мин.

Ранний возраст 15 мин

3-7

 

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе.продолжительность зависит от уровня ДА

1,6-7

17

Неделя здоровья

2 раза в год (ноябрь, апрель)

3-7

18

Физкультурный досуг

1 раза в месяц совместно со сверстниками или детьми  другой группы (средней) в течение 30-50 мин.

4-7

19

Физкультурно- спортивный праздник на открытом воздухе

2 раза в год совместно со сверстниками или детьми  другой группы (средней) 60 мин.

4-7

20

Индивидуальная работа по художественной гимнастики, ритмопластике

2 раза в неделю в течение 25- 30 мин.

4-7

21

Домашнее задание

Определяется воспитателем

5-7

 

Физкультурные занятия совместно с родителями в детском саду

По желанию родителей и воспитателей

1,6-7

 

Участие родителей в физкультурно- оздоровительных мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников.недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий

3-7

Общая продолжительность двигательнойактивности должна занимать не менее 50% периода бодрствования, приэтом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этихтребований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня,создаст условия для правильного физического развития.

Организовывая разныеформы двигательной активности педагог обязан:

•Наблюдать за состоянием детей

•Регулировать нагрузку

•Правильно подбирать место проведения

•Подбирать оборудование

•            Индивидуальныйподход

Индивидуальныйподход осуществляется на основе состояния здоровья воспитанников и уровняфизического развития. С этой целью, согласно  реализуемой программы, в группах заведены«карты - прогнозы», в которых фиксируется состояние здоровья, физическое идвигательное развитие каждого воспитанника. Анализ результатов помогаетвыделить три группы здоровья детей и осуществлять дифференцированный подход впроцессе развития двигательных умений.

Учитывая индивидуальные особенностидошкольников, педагоги должны обращать внимание на физическую нагрузку, которая должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка,уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья, а также выполнятьряд требований:

1.                     Двигательнуюактивность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.

2.                     Обязательноевключение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.

3.                     Медицинскийконтроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекциявыявленных нарушений в состоянии здоровья.

4.                     Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинскихограничений и сроков медотводов.

5.                     Включениев гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактикиплоскостопия и искривления осанки.

 

Необходимым условием  организации дифференцированного подхода вфизическом развитии дошкольника является:

 

1. Соответствие физическойнагрузки  возрасту, полу ребенка, уровнюфизического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2.  Сочетание двигательной активности с  закаливающими  процедурами.

З. Обязательное включение вкомплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровойформе (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительнойритмической гимнастики,  игрового массажа,  гимнастики для глаз)

4. Проведение циклических движенийдля повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).

 

Особоевнимание в процессе физкультурно- оздоровительной работы отводитсяиспользованию здоровьесберегающих технологий, которые направлены нарешение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детскомсаду.

Цельздоровье сберегающих технологий в детском саду - это высокийуровень здоровья ребёнка, получение знаний о здоровьеи умений оберегать,поддерживать и сохранять его.

Виды здоровьесберегающих технологийв дошкольном образовании

 ·       медико-профилактические;

 ·       физкультурно-оздоровительные;

 ·       технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

 ·       здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольногообразования;

 ·       валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающиеобразовательные технологии в детском саду.

Физкультурно-оздоровительныетехнологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровьяребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становлениефизической культуры дошкольников:

закаливание КГН; беседы по валеологии; спортивны праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки-походы.

 

Современныепедагогические технологии:

-       ритмопластика

-       динамическиепаузы

-       подвижныеи спортивные игры

-       релаксация

-       разныевиды гимнастик

-       оздоровительныйбег

-       технологияобучения ЗОЖ

-       проблемно-игровые (игротренинги иигротерапия)

-       коммуникативные игры

-       занятия из серии «Здоровье» 

-       самомассаж

-       коррекционныетехнологии (воздействие цветом, сказкотерапия, музыкотерапия,

-       пальчиковаягимнастика

-       физкультминутки.

Положительный результатоздоровительной

работы возможен только при поддержкеродителей.

Таким образом,физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ направлена и способствует сохранению физического и психического здоровья и укреплению организмаребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, задачдошкольного учреждения.

Список литературы

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающиетехнологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающиетехнологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепленияздоровья детского и подросткового населения России”

Сивцова А.М.“Использованиездоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательныхучреждениях”  Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающиеобразовательные технологии в работе педагога”

 

25 января 2024 в 14:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.