Бондаренко Марина Ивановна
Консультация «Организация оздоровительной работы в ДОУ»Консультация «Организацияоздоровительной работы в ДОУ»
В настоящее время очень актуальна проблема здоровья детей.Анализ состояния здоровья воспитанников в ДОУ показывает, что только 26% детейпрактически здоровы, 67% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 7%- хронически больны. Представленныецифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почтикаждый ребенок имеет соматические заболевания, по понятным всем причинам:экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета, низкая двигательнаяактивность, недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, предпочтение телеи видео программ и др., которые носят объективный характер. В связи сэтим, задачи укрепления и сохраненияздоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия особенноактуальны. В новой образовательной ситуации это обязательноетребование к дошкольному образованию. Главная цель оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятныхусловий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формированиеоснов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физическихкачеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Основные задачи в этом направлении: -укрепление здоровья воспитанников, -воспитание потребности в здоровом образежизни, -развитие физических качеств и обеспечениенормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями исостоянием здоровья ребенка, -создание условий для реализациипотребности в двигательной активности в повседневной жизни, -выявление потребностей, склонностей испособностей детей через систему спортивно-оздоровительной работы, приобщение детей к спорту. Успех решения задач в этом направленииопределяется здоровьесберегающей средой ДОУ, включающей: -материально- техническое оснащение, -организацию двигательного режима, -оздоровительную работу, -коррекционную работу, -систему мероприятий по созданию условий для формирования навыков ЗОЖ. Материально- техническое оснащение включаетнеобходимые условия в ДОУ для физического развития и оздоровления дошкольников:спортивный зал, площадку, спортивный инвентарь и оборудование , организационно-методическое и психолого- педагогическое обеспечение.
Основными принципами построения здоровьесберегающей средыявляется:
Индивидуальный идифференцированный подход: -двигательныйпотенциал ребенка, -уровеньфизического развития, -предпочтениев зависимости от пола. Стабильность и динамичностьразвивающей двигательной среды: -двигательноеоборудование, с учетом возможностей использования. Эмоциональность иэстетичность: -оборудованиевписывается в общую эстетическую среду группы. Учет культурных инациональных традиций: -оборудованиедля народных игр и национальных видов спорта. Двигательная среда ДОУ в целом: -физкультурноеоборудование, -оздоровительныецентры в группах (физкультурные уголки).
Физкультурно - оздоровительнаяработа строится на основе мониторинга физического развития (определение уровняфизического развития, физической подготовленности, диспансеризация), сучетом физической подготовленности детейи имеющихся отклонений в состоянии здоровья и охватывает все направленияразвития: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально-коммуникативное. Модель физкультурно - оздоровительнойработы представлена комплексом мероприятий: -двигательный режим, -профилактические мероприятия, -различные формы оздоровления, -закаливающие мероприятия, -взаимодействие с семьямивоспитанников.
Система лечебно- профилактической работы включает в себя: -соблюдение режима, -правильную организация сна, -прогулки на свежем воздухе, -закаливание, -массаж, -витаминизация, -фитотерапия, -профилактика (простудных заболеваний- оксалиновая мазь и тд.), -индивидуальные профилактические мероприятия, -экологическая безопасность. В лечебно-оздоровительной ипрофилактической работе с детьми дошкольного возраста существенная рольпринадлежит закаливающим мероприятиям. Систематическаяреализация системы закаливания в раннем и дошкольном детстве обеспечиваетоснову нормального физического и психологического развития. Закладываетфундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию. Вдетском саду практикуется несколько видов закаливания, позволяющих охватитьбольшее количество детей: хождение босиком, контрастное воздушное закаливание. Одна из самых действенных закаливающихпроцедур в повседневной жизни - прогулка. Для повышения её эффективности большоевнимание должно уделяться занимательной двигательной деятельности (традиционнаяи нетрадиционная) доставляющую ребенку не только мышечную, но и эмоциональную радость. При организации оздоровительныхмероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопаснойжизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения итехники безопасности на занятиях и в совместной деятельности. Вопросывоспитания у детей навыков безопасного поведения являются для нашегодошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания. Начиная, сосредней группы, работа по формированию основ безопасной жизнедеятельностипроводится по пяти направлениям: - «Ребёнок и его здоровье» (формированиеценностей здорового образа жизни»; - «Ребёнок дома» (пожарнаябезопасность и безопасность в быту); - «Ребёнок и дорога» (правиладорожного движения); - «Ребёнок и природа» (навыкибезопасного поведения на природе); - «Ребёнок и другие люди» (навыкиличной безопасности) Составлены циклы Уроков здоровья ибезопасности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школегрупп. Подобранный по данному направлению теоретический и практический материалпозволяет воспитателям дать детям 3-7 лет валеологические знания, воспитатьинтерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки веденияздорового образа жизни, формировать основы безопасной жизнедеятельности.
Работа пооздоровлению детей также может включатьработу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблемэмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность) Важнаяроль в укреплении и сохранении здоровья воспитанников отводится двигательномурежиму, направленному на удовлетворение природной потребности детей вдвижении. Согласноданным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем этопредусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность- гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организациядвигательногорежимадошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольногообразования. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всехдвижений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. ДА способствует • Повышению устойчивостиорганизма к различным заболеваниям • Росту физическойработоспособности • Нормализациидеятельности отдельных органов и функциональных систем • Формированию личностныхкачеств • Улучшению психолого –эмоционального состояния • Укреплению психическогоздоровья • И др Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеютпреимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровеепсихически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньшепроблем со здоровьем. Специалистамидоказано, что основными причинами нервно – психических и соматическихзаболеваний детей дошкольного возраста, являются –интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так ипо интенсивности. Одна из важных проблем современного общества - этомалоподвижный образ жизни. Двигательнаяактивность является видом деятельностиобразовательной области «Физическое развитие». ФГОС ДО определеныцелевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО: уребёнка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеетосновными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦОявляются ориентирами для: - построения воспитательно – образовательнойработы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимыхусловий для достижения ребенком дош. возраста целевых ориентиров. Модель двигательного режима включает: · физкультурные занятия, · утренняя гимнастика, · гимнастика после дневного сна, · физкультминутки, · игры и упражнения между занятиями(динамическая пауза), · подвижные игры и упражнения напрогулке, · закаливающие мероприятия
Модель двигательного режима для детей 3-7 лет
Общая продолжительность двигательнойактивности должна занимать не менее 50% периода бодрствования, приэтом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этихтребований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня,создаст условия для правильного физического развития. Организовывая разныеформы двигательной активности педагог обязан: •Наблюдать за состоянием детей •Регулировать нагрузку •Правильно подбирать место проведения •Подбирать оборудование • Индивидуальныйподход Индивидуальныйподход осуществляется на основе состояния здоровья воспитанников и уровняфизического развития. С этой целью, согласно реализуемой программы, в группах заведены«карты - прогнозы», в которых фиксируется состояние здоровья, физическое идвигательное развитие каждого воспитанника. Анализ результатов помогаетвыделить три группы здоровья детей и осуществлять дифференцированный подход впроцессе развития двигательных умений. Учитывая индивидуальные особенностидошкольников, педагоги должны обращать внимание на физическую нагрузку, которая должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка,уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья, а также выполнятьряд требований: 1. Двигательнуюактивность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами. 2. Обязательноевключение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики. 3. Медицинскийконтроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекциявыявленных нарушений в состоянии здоровья. 4. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинскихограничений и сроков медотводов. 5. Включениев гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактикиплоскостопия и искривления осанки.
Необходимым условием организации дифференцированного подхода вфизическом развитии дошкольника является:
1. Соответствие физическойнагрузки возрасту, полу ребенка, уровнюфизического развития, биологическому портрету и группе здоровья. 2. Сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами. З. Обязательное включение вкомплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровойформе (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительнойритмической гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз) 4. Проведение циклических движенийдля повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
Особоевнимание в процессе физкультурно- оздоровительной работы отводитсяиспользованию здоровьесберегающих технологий, которые направлены нарешение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детскомсаду. Цельздоровье сберегающих технологий в детском саду - это высокийуровень здоровья ребёнка, получение знаний о здоровьеи умений оберегать,поддерживать и сохранять его. Виды здоровьесберегающих технологийв дошкольном образовании · медико-профилактические; · физкультурно-оздоровительные; · технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; · здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольногообразования; · валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающиеобразовательные технологии в детском саду. Физкультурно-оздоровительныетехнологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровьяребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становлениефизической культуры дошкольников: закаливание КГН; беседы по валеологии; спортивны праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки-походы.
Современныепедагогические технологии: - ритмопластика - динамическиепаузы - подвижныеи спортивные игры - релаксация - разныевиды гимнастик - оздоровительныйбег - технологияобучения ЗОЖ - проблемно-игровые (игротренинги иигротерапия) - коммуникативные игры - занятия из серии «Здоровье» - самомассаж - коррекционныетехнологии (воздействие цветом, сказкотерапия, музыкотерапия, - пальчиковаягимнастика - физкультминутки. Положительный результатоздоровительной работы возможен только при поддержкеродителей. Таким образом,физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ направлена и способствует сохранению физического и психического здоровья и укреплению организмаребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, задачдошкольного учреждения. Список литературы Ахутина Т.В. Здоровьесберегающиетехнологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000. Ковалько В.И. Здоровьесберегающиетехнологии. – М.: ВАКО, 2007. Сухарев А.Г. “Концепция укрепленияздоровья детского и подросткового населения России” Сивцова А.М.“Использованиездоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательныхучреждениях” Методист. – 2007. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающиеобразовательные технологии в работе педагога”
25 января 2024 в 14:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.