Бондаренко Марина Ивановна
«Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»Методические рекомендации
«Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»
Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная, на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом. Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть: · Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; Изучение учебной и научно-методической литературы; Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня.Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов: · Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; · Формирование основ педагогического мастерства; · Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет: · Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей: · Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; Проявление творческого потенциала педагога; Пропаганда своих достижений; Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования: · Овладение методикой работы с детьми; Адаптация к педагогической деятельности.Тематикой самообразования также может быть: · одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическое сопровождение необходимо воспитателю: · в определении темы, целей и задач; в планировании работы по самообразованию; в ходе реализации плана; в изучении и анализе результативности своей работы.Алгоритм работы над темой самообразования · Подбор темы · Определение целей и задач · Дата начала работы над темой · Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой · Подбор источников самообразования · Результаты самообразования и их трансляция на уровне детского сада, района, округа, города.
Этапы и содержание работы по самообразованию
Современный педагог, должен обладать способностью, приобретать и использовать профессиональные знания, а так же передовой опыт в практической деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не может осуществляться без планирования работы по самообразованию. Варианты индивидуального планирования приведены ниже.
Образец №1 План работы по самообразованию
Литература: · _____________________________________________________________ · _____________________________________________________________ · _____________________________________________________________
Образец №2
Программа деятельности по самообразованию педагога д/с №___ на _______________________ учебный год Педагог___________________________________________________________ Тема: _____________________________________________________________ Цель: _____________________________________________________________ Задачи: ___________________________________________________________ __________________________________________________________________
Педагог _________________ Старший воспитатель _______________
Вариант №3
Карта самообразования педагога.
Фамилия, имя, отчество педагога _____________________________________ По каким разделам программы хотел (а) бы повысить квалификацию __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Тема самообразования_______________________________________________ Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали ранее?
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности. Старший воспитатель как координатор работы по самообразованию педагогов в ДОУ составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающимся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе. В методическом кабинете фиксируется тема, над которой работает педагог, форма и срок отчета. Для всестороннего формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ удобен перспективный план самообразования. Перспективный план самообразования Воспитатель ______________________________________________________
Дата заполнения «____» ___________________ 20 ____ год Темы самообразования педагогов д/с № ______ (2022 -2023 учебный год)
28 сентября 2023 в 12:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.