Бондаренко Марина Ивановна

Самообразование, как форма повышения квалификации педагога.

Самообразование, как форма повышения квалификации педагога.

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности педагога – это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного несовершенства в профессиональной деятельности – хороший стимул, чтобы углубить знания в педагогике и овладеть новыми методиками учебно-воспитательного процесса. Посмотрим, из каких компонентов состоит деятельность педагога по самообразованию, и какими способами можно повышать профессиональный уровень.

Профессия педагог очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей.  Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться  быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный педагог – тот, кто внимательно выслушает ребенка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлеченно этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким педагогом, нужно позаботиться о своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь цели можно, если заниматься самообразованием.

Самообразование – совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Основные направления самообразования педагога:

- ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в учреждении;

- исследование новой научно-методической литературы;

- изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии;

- ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями;

- знакомство с передовым опытом учреждений;

- совершенствование общего уровня развития.

План работы по самообразованию педагога – это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы, считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать ее, наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

При составлении плана работы по самообразованию педагога нужно обратить внимание на следующее:

1.выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.

2.следует показать взаимосвязь выбранной  темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.

3.нужно осветить результаты предварительной работы педагога.

4.выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.

5.нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.

 6.необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.

7.в рамках темы следует запланировать проведение диагностики.

8.в плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.

9.нужно запланировать анализ полученных результатов.

10.наметить перспективы педагогической деятельности.

Темы по самостоятельному образованию. Тему может дать методист, а модно выбрать ее самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.

Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:

-Каждый учебный год новая тема.

-Обширная тема на несколько лет.

Тема должна быть нужной и перспективной в сфере образования детей. целесообразно рекомендовать тематику для самообразования педагогов с ученом их опыта и педагогического стажа.

Молодым специалистам:

-Ценности личностно-ориентированного подхода в образовании.

-Развитие педагогического мастерства.

-Формирование педагогических умений и способностей.

Педагогам с опытом работы более 5лет:

-Проектирование учебно-воспитательного процесса в учреждении.

-Развитие умений анализа научно-методической литературы, применения теоретических знаний на практике, применение творческого подхода.

Организация образовательного процесса.  Новые знания педагог может получать разными способами.  Хорошо, если учреждения направляет на курсы в институт.  Результативна собственная система повышения квалификации педагога, функционирующая в виде регулярного обучения педагога на базе учреждения. Но без личного желания достигнуть профессиональных высот, никакая деятельность не будет максимально эффективна. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно хотеть им стать.

Советы педагогам, занимающимся самообучением:

1.Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один. Такой метод учить вырабатывать свое мнение.

2.Учитесь работать с библиотечными каталогами, а так же правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом. Это сохранит время и поможет точно находить нужный литературный источник.

3.Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты. Это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете.

4.Будтье открыты к инновациям в образовании. Создавайте компьютерные презентации и видеоролики, представляйте свои наработки.

5.Делитесь опытом с коллегами, и тогда заслужите репутацию флагмана в образовании.

Самообразование педагога – это не только ведение тетрадей, составление докладов, папок и стендов. Организовывайте самообразование правильно, и это станет стимулом и для развития личности, и для повышения профессиональной педагогической компетентности.

22 марта 2023 в 13:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.